Союз промышленников и предпринимателей
Воронежской области
394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 160, оф. 108
Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области
394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 160, оф. 108

Послание Президента Федеральному Собранию и комментарии

13 декабря 2012

12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию.

На церемонии, которая прошла в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний регионов, главы традиционных конфессий, общественные деятели, представили крупнейших общественных организаций.

От Российского союза промышленников и предпринимателей в церимонии принял участие Президент РСПП А.Н.Шохин.

Послание Президента Федеральному Собранию - kremlin.ru

Комментарии А.Н. Шохина к Посланию Президента Федеральному Собранию РФ

Послание Президента России – системный и стратегический документ, определяющий ключевые направления развития страны, и отчасти даже идеологию, закладываемую в основу социально-экономической политики, например, что у России «не может быть другого политического выбора, кроме демократии» или что основой для новой модели развития «должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм».

Одновременно Послание содержит конкретные поручения с достаточно жесткими сроками исполнения. Такое сочетание стратегии и тактики позволяет добиться хороших результатов при реализации документа.

Что в тексте Послания важно для бизнеса:

- фиксация в качестве ключевых направлений государственной политики совершенствования системы правоприменения, реформирования судебной системы, повышения уровня защищенности прав собственности и в целом предпринимателей, отказа от презумпции виновности бизнеса и обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике;

- развитие третейского судопроизводства. РСПП подготовлен комплекс мер в данной сфере, включая введение системы государственной регистрации третейских судов с формированием единого реестра третейских судов, определение процедуры выдачи государственными судами исполнительного листа на решение третейского суда о принятии обеспечительных мер и ряд других предложений, а также формирование судебной системы на наднациональном уровне, включая создание третейского суда Таможенного союза;

- обеспечение прозрачности процедур новой волны приватизации. РСПП считает чрезвычайно важным сокращение доли государства в экономике, но с соблюдением принципов конкурентности, прозрачности и открытости;

- неувеличение нагрузки на предпринимателей и перенос фискальной нагрузки на потребление. Кстати, дискуссия на площадке РСПП показала, что предприниматели не против роста налоговой нагрузки на роскошное жилье и машины, но при условии, что речь пойдет о действительно «избыточном» потреблении, а не попытке стребовать дополнительные деньги с владельца старого мощного джипа из региона, где на другой машине просто не проехать;

- дальнейшее углубление интеграционных процессов – скорость интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭПа оказалась чрезвычайно высокой;

- эффективная региональная политика. В Послании предложен ряд интересных мер, и универсальных (подготовка инвестиционной карты России), и ориентированных на отдельные регионы (налоговые каникулы для стартапов, планы по развитию энергетики, инфраструктуры на Дальнем Востоке). «Прорывной» идеей является предложение пересмотреть логику межбюджетных отношений. С этой идеей были согласны многие, теперь появилось прямое поручение;

- модернизация образования. В Послании поддержаны многие предложения РСПП и предпринимательского сообщества в целом, включая создание национальной системы оценки качества профессионального образования, повышение роли бизнес-сообщества в управлении ВУЗами. Теперь это необходимо реализовать на практике;

- подготовка «дорожных карт» развития новых отраслей. Несмотря на разную результативность утвержденных дорожных карт по улучшению предпринимательского климата, высокая эффективность данного механизма для решения сложных задач не вызывает сомнений;

- развитие инфраструктуры. Качество большей части транспортной инфраструктуры получает чрезвычайно низкие оценки в рамках ежегодного опроса РСПП, посвященного состоянию делового климата. Идея инвестирования части средств Фонда национального благосостояния в окупаемые инфраструктурные проекты полностью соответствует интересам российского бизнеса;

- снижение стоимости и удлинение сроков заимствований. Вопросы получения кредитов, сопоставимым по основных характеристикам с заемными средствами, доступными нашим конкурентам, является одной из важнейших тем для обсуждения в ближайшем году, в том числе и на площадке РСПП; 

- повышение качества госуправления и борьба с коррупцией.

Но безусловно, есть и вопросы, волнующие бизнес-сообщество, которые в Послании Президента не затронуты.

Прежде всего, это растущий уровень фискальной нагрузки. Налоговая нагрузка за последние пару лет увеличилась не очень существенно, при этом уровень фискальной нагрузки на модельную компании в России оценивается в 54,1 % от прибыли (Doing business – 2013, Всемирный банк), хотя еще год назад речь шла о 46,9 %. Причина - социальные страховые платежи. Причем в этом показателе не учитываются расходы на обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов, так что реальный уровень фискальной нагрузки еще выше.

Что настораживает – не ясным остается прогнозный уровень совокупной нагрузки на бизнес. РСПП предлагал зафиксировать величину фискальной нагрузки и в случае, если принимается решение, например, об увеличении тарифов в системе социального страхования, на сопоставимую цифру снижается ставка одного из налогов. Это позволило бы обеспечить стабильность деловой среды для российских компаний.

Не озвучены планы по пенсионной реформе. Понятно, что дискуссия по проекту пенсионной стратегии не завершена, но это не мешает Государственной Думе принимать законы в соответствии с этим проектом.

Хотелось бы большей определенности - как будут осуществляться реформы по ряду направлений совершенствования делового климата: дальнейшее снижение инфляции (в условиях достаточно высоких темпов роста тарифов естественных монополий), высокие экологические стандарты развития и целый ряд других вопросов.

В целом Послание Президента России задает четкий тренд на повышение эффективности и конкурентоспособности страны по всем направлениям – и в госуправлении, и в бизнесе, и в социальной сфере.

Другие сообщения
 
03 октября 2023
В сентябре РСПП провёл очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей. Состояние делового климата в стране,...
 
 
05 июля 2023
Как и в прошлый отчётный период, сложности с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и ухудшение...
 
 
10 апреля 2023
Обзоры изменений законодательства и правоприменительной практики, подготавливаемые РСПП, отражают ход законодательной деятельности федеральных органов государственной власти и участие РСПП...
 

© 2008-2022 Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области (региональное объединение работодателей).
Все права защищены.

Осуществляя любые действия на сайте Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

© 2008-2022 Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области (региональное объединение работодателей).
Все права защищены.

Осуществляя любые действия на сайте Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных