Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: взгляд РСПП

17 мая 2013

Шохин Александр НиколаевичШохин Александр Николаевич
Президент РСПП




1. Говоря об Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, необходимо для начала оценить реализацию Основных направлений на 2013 год.

Из выполненных мероприятий хотелось бы особо отметить ликвидацию антимодернизационного принципа взимания налога на имущество. РСПП давно предлагал вывести из-под налога на имущество новое оборудование, и это решение принято. Компании, опрошенные РСПП в апреле 2013 г., высоко оценили нововведение. Треть респондентов считают применение данной льготы эффективным, более 20 % участников опроса полагают, что льгота оказалась «скорее эффективна».

В основных направлениях налоговой политики неоднократно ставилась задача проанализировать эффективность налоговых льгот.

По результатам нашего опроса основные причины невостребованности льгот – отсутствие информации о льготе, несущественность выгоды от ее применения, а также несоответствие льготы учётной политике компании. По отдельным льготам к числу основных причин могут добавляться сложность «доказывания» правомерности применения льготы, «жесткий» список случаев, когда возможно применение льготы и ряд других.

В ситуации, когда рассчитывать на новые льготы, похоже, не приходится, необходимо повысить эффективность имеющихся льгот и их доступность для компаний.

2. Из «сильных» сторон Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов необходимо отметить ряд предлагаемых мер, стимулирующих инвестиции в ценные бумаги, положительных для налогоплательщиков изменений в налоговом администрировании (например, увеличение до 1 месяца срока подготовки возражений по актам проверок), упрощение налогового учета и сближением его с бухгалтерским, ряд других мер.

3. Одновременно нельзя не сказать о ключевых недостатках документа.

3.1. Не предполагается реальных стимулов для инвестиционной и инновационной активности компаний – есть только предложения по стимулированию инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. В условиях, когда фискальная нагрузка растет, непростая экономическая ситуация наблюдается и в мировой, и в российской экономике, все острее становится необходимость масштабной модернизации производств и перевода российской экономики «на инновационные рельсы» отказ от дополнительного стимулирования инвестиционно и инновационно активных компаний неприемлем. При этом стоит переходить к универсальным льготам – например, инвестльготе, вместо того, чтобы продолжать дробить стимулы на «инновационные», «энергоэффективные» и т.д.

3.2. Проект Основных направления налоговой политики фиксируют принцип постоянной смены «правил игры», причем преимущественно в сторону ухудшения. Предлагаемый подход к выравниванию налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц предусматривает не только стимулирование инвестиций в ценные бумаги, но и увеличение налоговой нагрузки в отношении инвестиций в недвижимость и банковских вкладов.

Но компании и граждане принимают решения об инвестировании средств исходя из действующей налоговой системы и рассчитывают на неухудшение условий. Граждане оказываются в ситуации, когда, например, доход от вклада будет меньше запланированного – решения об увеличении нагрузки (и, соответственно, доходов бюджета) обычно принимаются быстро и могут начать действовать уже с 1 января 2014 г.

Смена «правил игры» однозначно не способствует расширению инвестирования. Нет гарантий, что через три года, когда граждане получили бы возможность воспользоваться льготой в части инвестирования в ценные бумаги, государство не передумает и не отменит льготу (или усложнит порядок ее использования).

Отмечая правильность предлагаемых мер по стимулированию инвестиций физических лиц в ценные бумаги, хотелось бы понять, почему пытаясь не допустить предоставление налогового вычета при получении дохода от прямых инвестиций, Минфин России полагает, что прямые инвестиции начинаются с 1 % акционерного капитала. В статистике к прямым инвестициям обычно относят инвестиции в размере от 10 % капитала.

3.3. Основные направления налоговой политики предполагают рост нагрузки по целому ряду направлений. Это не только часто обсуждаемые акцизы на табак или алкоголь.

Учитывая, что в соответствии с Основными направлениями налоговой политики действующий порядок взимания НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых приводит к занижению налоговой базы, очевидно, что предлагаемое совершенствование этого порядка приведет к росту нагрузки.

Серьезного увеличения нагрузки можно ожидать и в рамках предлагаемого перехода к налогу на недвижимое имущество для организаций (хоть и в период до 2018 года).

При этом отсутствует информация о прогнозируемом росте фискальной нагрузки на компании по каждому из направлений. По тому же налогу на недвижимое имущество для организаций хотелось бы понимать масштаб ожидаемых бедствий не только в формате «средней температуры по стране», а в региональном разрезе, по видам экономической деятельности и т.д.

Отдельный вопрос - совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Текущая версия законопроекта в сочетании с результатами кадастровой оценки с высокой степенью вероятности приведет к росту нагрузки как на социально незащищенные слои населения (пока законопроект не предполагает предоставления льгот таким категориям, оставляя это на откуп местным властям), так и средний класс. Информация о кадастровой стоимости участков доступна, по расчетам налог на участок в 10 соток вовсе не на Рублевке, хотя и не очень далеко от Москвы, составит более 20 тыс. рублей.

Говоря о том, что кадастровую оценку можно оспорить, надо помнить, что для пенсионеров это не самое простое занятие. Отдельный вопрос - почему не формируется единый объект недвижимости, причем это фиксируется даже на уровне ставок налога – по жилому дому она составляет 0,1 % кадастровой стоимости, по участку, где этот дом расположен – 0,3 %.

Отдельный вопрос – обязательное социальное страхование. В Основных направлениях налоговой политики выражена надежда, что в следующем рейтинге Doing business фиксируемый уровень фискальной нагрузки сократиться, поскольку теперь в него попадет период со сниженной ставкой обязательных страховых платежей (с 34 до 30 %), но, во-первых, добавлены 10 % с так называемого «хвоста», во-вторых, с 2013 года появились дополнительные взносы за «досрочников».

Есть вопрос и по корректности расчета совокупной налоговой нагрузки. Если из налоговых доходов и платежей вычитается «нефтегазовая составляющая», то было бы корректно производить аналогичную процедуру и с ВВП, подсчитав, каков уровень фискальной нагрузки на «неконъюнктурную» часть ВВП.

4. В отношении налогового администрирования фиксируется целый ряд направлений увеличения полномочий налоговых органов, в частности:

право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов и т.д. у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

право истребовать первичные и иные документы, в случае если уменьшена сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, по сравнению с ранее поданной декларацией и т.д.

Понятно желание эффективнее бороться с «однодневками», предполагается ограничение этих прав (например, необходимость получать согласие руководителя вышестоящего налогового органа в части получения от банков сведений о наличии счетов, вкладов, об остатках средств на счетах физических лиц и т.д.), но нет даже приблизительной оценки изменения уровня административной нагрузки на налогоплательщиков.

Также не ясно, почему в разделе по совершенствованию налогового администрирования абсолютно не затрагиваются вопросы трансфертного ценообразования, в том числе роста нагрузки в связи с необходимостью с 2013 года представлять уведомления о контролируемых сделках.

Предполагалось, что в среднесрочной перспективе в законодательство о налогах и сборах будут внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении нематериальных активов, приобретению услуг, результаты которых используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций другой взаимозависимой с ней организацией. Из новой редакции Основных направлений этот вопрос исчез, отчета о реализации данного пункта также нет. Целесообразно в случае, если положение не реализовано и не включено в новую редакцию ОННП, давать краткую информацию – почему оно перестало быть актуальным.

5. В целом проект Основных направлений налоговой политики:

- носит фискальный, а не стимулирующий характер;

- не дает не только долгосрочных, но и среднесрочных ориентиров экономическим субъектам (смена «правил игры»);

- несмотря на провозглашаемый курс на неувеличение налоговой нагрузки, ориентируется на ее фактическое увеличение;

Публичное обсуждение проекта необходимо продолжить до вынесения документа на заседание Правительства Российской Федерации.

www.rspp.ru

 

Другие сообщения
 
31 августа 2017
Половина респондентов ответили, что основным ограничением для деятельности компаний в августе стали неплатежи со...
 
 
31 августа 2017
Значение Сводного Индекса выросло на 5,7 пункта до 48,8 пункта. Все компоненты Индекса показали положительную...
 
 
30 июля 2017
Обзоры изменений законодательства и правоприменительной практики, подготавливаемые РСПП, отражают ход законодательной деятельности федеральных органов государственной власти и участие РСПП...
 
 
Контакты

394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 160, оф. 108
тел./факс (473) 222-93-67
E-mail:sppvo@comch.ru, info@rspp-vrn.ru
Схема проезда

Партнеры