Союз промышленников и предпринимателей
Воронежской области
394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 160, оф. 108
Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области
394033, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 160, оф. 108

Круглый стол по вопросам взаимодействия учебных заведений и промышленных предприятий

13 ноября 2014

В октябре состоялся ежегодный круглый стол, посвященный взаимодействию учебных заведений и промышленных предприятий. Собравшиеся (а это представители департамента промышленности, образования, руководители предприятий, учебных заведений и объединения работодателей) в течение более двух с половиной часов старались определить пути наиболее эффективной и мобильной работы в вопросах обеспечения производства высококвалифицированными кадрами.

Валентина Тертерян, главный редактор газеты:

— На мой взгляд, за прошедший год, в общем, наметилось понимание, что все находятся в одной лодке и, для того чтобы быстрее добраться до берега, надо одновременно и одинаково интенсивно грести. И вот здесь наблюдается несостыковка, потому что одни налегают на весла сильнее — и лодку несет по кругу. Что надо сделать, чтобы вектор движения был направлен на достижение цели, мы и попытаемся сегодня выяснить.

Нина Шипилова,
начальник отдела организации предоставления профессионального образования департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:

— В самое ближайшее время в области начнет реализовываться модель производственно­образовательных кластеров, которая, мы надеемся, более эффективно сможет отвечать запросам работодателей и позволит активнее привлечь их к процессу подготовки кадров. В ближайшее время она будет реализована на базе образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики северо­востока Воронежской области. Для координации действий всех заинтересованных сторон создан совет, который приступит к работе в ноябре 2014 года. Планируется, что действия координационного совета в дальнейшем распространятся на всю область. В настоящий момент проводится мониторинг потребности в кадрах. Для этого привлекаются работодатели и специалисты центра занятости, в чью компетенцию входит разработка среднесрочных и дальнесрочных перспектив кадровой потребности. Остроту проблемы может частично снять вновь созданный факультет машиностроения при Борисоглебском педагогическом институте, который вошел в состав ВГУ. На мой взгляд, сейчас все развивается более ускоренными темпами. Все, что происходило раньше, было направлено на анализ ситуации и подготовило почву для дальнейшего развития в ближайшем будущем.

Виктор Попов,
генеральный директор РОР «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области»:

— Вначале надо понять, откуда взялась проблема острейшего кадрового голода экономики северо­востока Воронежской области. Дело в том, что за последние несколько лет часть существующих здесь предприятий увеличила выпуск продукции в три раза, к тому же появилось несколько новых современных производств. Потребность в кадрах возросла в десятки раз, и произошло это на фоне общего ее дефицита. В скором времени в данном районе запустится еще один современный производственный комплекс — «Теплохим». Мониторить необходимо не только сегодняшний день, необходимо работать на будущее, знать, какой завод и где будет строиться, какие туда будут нужны кадры.

Николай Красножон, председатель совета директоров ООО «Предприятие «ЦНО­Химмаш» и ООО «ГМЗ» (собственник):

— К тому же нужно делать такую образовательную систему, которая могла бы моментально реагировать на вызовы рынка. Иначе путь в никуда. Промышленное производство будет идти семимильными шагами, потому что ему надо зарабатывать деньги и развиваться, а образование будет все время оглядываться на регламенты. Делайте систему мобильной.

Хотя действительно за последнее время сделаны заметные шаги. Спасибо руководителю Центра кластерного развития Алексею Сухачеву: он стал активно вникать в нашу проблему и помогать. И как ни странно, с его помощью мы почувствовали движение департамента образования в решении наших кадровых проблем. Проведенное не так давно совещание, посвященное данной проблеме, было наполнено конкретными мероприятиями. Необходимо понимать, что в условиях существующих санкций и ограничений для нашей страны есть только один выход — развивать собственную промышленность. И мы готовы это делать. Причем нам важны не столько деньги, сколько кадры. Да и специалисты нам нужны новой формации — умеющие работать на высокотехнологичных центрах. Чтобы справиться с таким умным оборудованием, требуется среднее специальное и высшее образование. Какие­то шаги мы сообща делаем, но, например, в вопросе открытия факультета машиностроения в пединституте департамент образования поступил не совсем дальновидно. В вузе нет кадров, способных подготовить там высококвалифицированных специалистов. Даже разработанные программы обучения требуют серьезной доработки. Мы готовы им помогать советами, своими специалистами, материальными ресурсами. Но нам нужна ведь не корочка, а реальные умелые рабочие руки и головы. Если бы был открыт филиал технического вуза, результат мог бы быть быстрым и качественным. Пока система образования во многих вопросах пробуксовывает. Предприятия живут в рыночных условиях, а образовательные учреждения из­за консервативного подхода от ритма рынка отстают и тормозят нас.

Нина Шипилова:

— Но, согласитесь, учебные заведения не сидят сложа руки. Практически все они взаимодействуют с работодателями. Каких­то серьезных нареканий на качество подготовки с их стороны нет. В тех условиях, в которых мы все находимся, преподаватели образовательных учреждений стараются готовить квалифицированных работников.

Владимир Поляков, директор ГОБУ НПО ВО «Профессиональное училище № 30 г. Воронежа»:

— Я представляю начальное звено производственного образовательного процесса. Высокопроизводительные современные комплексы — это хорошо, и я не собираюсь выступать против прогресса. Но систему профтехобразования сбрасывать со счетов нельзя. И ее выпускники востребованы сегодня на рынке труда. Взять хотя бы ЖКХ. Ведь мы тоже в своей работе используем различные современные новейшие разработки, например системы и диагностики при проведении сантехнических работ. Электромонтажники, сантехники и др. — специальности, без которых производству не обойтись. Потому, когда мы говорим об оптимизации учебного процесса и всей системы образования в целом, необходим детальный подход. Чтобы в новом кластерном подходе были учтены все ниши, куда могут быть приложены руки наших учащихся.

Виктор Попов:

— Никто с этим не спорит. Мы говорим о том, что многое в принятии более эффективных решений зависит от департамента образования, который должен теснее взаимодействовать с профильными подразделениями промышленности, строительства, транспорта, связи и т.д. И под это надо перестраивать профориентационную работу. На сегодня мы — а это работодатели, департамент образования, промышленности — отстаем. Профессиональных людей не хватает, особенно в районах области, их надо учить по месту, чтобы снизить процент их утечки. Мы понимаем, что образовательным учреждениям не потянуть в одиночку отработку практических навыков. Нужна производственная база. Это сейчас очень дорого. На производстве процессы обновления оборудования непрерывны. Практически на всех предприятиях созданы высокотехнологичные центры. Для работы на них в Борисоглебске сегодня готовят специалистов индустриальный техникум и два училища. Но даже самые лучшие учащиеся пока не могут в полном объеме удовлетворить производство. Потому мы готовы вместе с учебными заведениями меняться, чтобы иметь результат. Но делать все это надо быстрее.

Даже сейчас, когда мы говорим об активизации работы, у меня есть опасения, что в силу определенных регламентов прохождения различных бумаг в областной думе и профильных комитетах ряд жизненно важных решений на 2015 год уже приняты быть не могут. А мы даже не прорабатываем схему наших действий, я имею в виду координационный совет, членом которого я являюсь.

Евгений Чаплинский, директор кадрового агентства модернизации производства ООО ИКФ «Солвер»:

— С 1993 года компания, работая с различными крупными машиностроительными предприятиями страны, столкнулась с острой нехваткой высококвалифицированных кадров. Мы попытались найти их на стороне — не получилось, и стали создавать собственный центр обучения, который успешно на данный момент работает. Здесь мы занимаемся доподготовкой специалистов под конкретные предприятия. Вузы невозможно заменить, но дополнить их можно. Студент «тюнингуется». Нами на 4 года отработана программа, которая позволяет освоить студентам новые программные продукты и работу на высокотехнологичных центрах. При выходе дипломник делает задание на изготовление детали того предприятия, куда в дальнейшем он пойдет работать.

Николай Красножон:

— А как вы набираете студентов? Нам, например, нужны конструкторы.

Евгений Чаплинский:

— Мы работаем с вузами. Предлагаем пройти у нас практику, но среди желающих проводим отбор. Если предприятие хочет приобрести для себя готового специалиста, который бы практически сразу включился в производственный процесс, мы готовы его обучить. Кстати, для Грибановского машиностроительного завода мы обучили две группы операторов и наладчиков станков с программным обеспечением. Если вы хотите, чтобы мы подготовили конструктора, то мы этого сделать не сможем. Для этого надо идти в вуз. Но обучить студентов данного профиля качественно использовать имеющиеся на сегодняшний день инструменты конструирования мы можем. Наш КАМП успешно вписывается в систему дуального образования, которая широко применена, например, в Германии. Правда, в Германии законодательно закреплено, что студенты обязаны пройти эту школу. Наш центр не заменяет никакое учебное заведение. У нас очень узкий диапазон вмешательства в подготовку специалиста. Мы доводим его до потребностей того или иного предприятия.

Николай Красножон:

— В индустриальном техникуме наш специалист набрал группу из 26 человек, обучил студентов. 19 выдали определенный сертификат. Дипломами у них были задания, определенные потребностями нашего предприятия на ближайшее будущее. В итоге они нам разработали и сдали конструкторскую документацию.

Сергей Колодяжный, ректор ФГБОУ ВПО «Воронежский ГАСУ»:

— Считаю, что, когда кластерная модель подготовки специалистов полностью заработает, не будет такой ситуации, что в строй будут вводиться новые предприятия, а работать на них будет некому. Так как там предусмотрен специальный механизм информированности административных и учебных заведений в определении потребности кадров.

Более того, новые образовательные стандарты четвертого поколения содержат определенные блоки, называемые региональными особенностями, которые можно смело отдать работодателям. И работой в этом направлении можно снять многие возникшие сегодня вопросы. По новому проекту работодатели самостоятельно могут определить перечень дисциплин, лабораторных работ, которые будут проводиться на предприятии. Им не надо платить лишних денег. Они могут потратить их на собственные производства, организуя на предприятии базовую кафедру, тем самым переведя к себе часть учебного процесса. Я думаю, любой вуз готов предоставить лицензию в рамках базовой кафедры по профилю. В новых ГОСТах рекомендовано использовать в обязательном порядке в обучении студентов действующий персонал предприятий. Конечно же, в учебных заведениях не хватает оборудования, и надо поворачиваться лицом к предприятиям и налаживать тесное взаимодействие. Базовые кафедры — это один из механизмов, когда учебный процесс непосредственно переходит в производственную среду. Причем организовать учебный процесс можно так, что практика у студента будет не менее года, что позволит студентам лучше реализоваться, а работодателям точнее выбрать того, кто им нужен.

В настоящее время почему­то слабо используется политика получения грантов, в которой могут участвовать любое учебное заведение, регион и предприятие. Показательно то, что и в недавних заявках в Минобрнауки на 1,2 млрд рублей был представлен только строительный университет. А ведь могли участвовать все, причем не только высшие учебные заведения. У нас с министерством одни общие задачи. Учебные заведения совместно с предприятиями определяют, какую задачу надо решить, и предлагают министерству организовать для этого грант. И это тоже активный путь во взаимодействии. Такой работой мы будем друг друга подталкивать.

И еще скажу несколько слов о повышении мобильности работы. Департамент образования нельзя излишне торопить. На каких­то популистских лозунгах или чрезмерном продавливании ситуации с той или иной стороны можно легко ошибиться. Все организационные решения по объединению, слиянию или закрытию какого­либо учебного заведения должны быть очень взвешенными.

Ректору и ученому совету вуза легче создать базовую кафедру, а не филиал вуза. У вас есть специалисты, способные возглавить базовую кафедру. Надо идти в профильные вузы и налаживать диалог. Если в строительном университете есть профили, необходимые вам, — завтра же мы начнем с вами работать!

Анна Звездинская, директор ГКУ ВО ЦЗН «Молодежный»:

— Говоря о профориентационной работе, необходимо отметить, что она ведется в нескольких направлениях. Проводятся уроки карьеры, ярмарки вакансий, экскурсии на 94 заявленные предприятия. Особенностью последних лет стало активное участие в профориентационных мероприятиях родителей. Они изучают рынок труда, узнают, какие профессии более востребованы.

Николай Красножон:

— Мне кажется, что такая работа по большей части только декларируется, но не делается. И я объясню вам почему. А вернее, Маргарита Ильинична.

Маргарита Шаталова, начальник бюро образовательных учреждений ООО «ГМЗ»:

— На Грибановском машиностроительном заводе была принята специальная пятилетняя программа, нацеленная на профориентационную работу со школьниками Борисоглебска. Для нас одной из главных целей этой системной деятельности было выявление школьников, проявляющих интерес к техническим наукам. Работа ведется с учащимися школ, начиная с 8 классов. За каждой из 40 школ Борисоглебска закреплен ведущий инженер завода, работающий по сформированному плану. Причем спустя два года мы можем сказать, что заметны определенные сдвиги. В этом году у нас в городе 728 учащихся 9 классов. По результатам анализа в прошлом году только 39 человек связывали себя с техническими дисциплинами, в этом — 142. Такая же динамика среди школьников 11 классов: 20 человек в прошлом и 107 в этом году. К тому же в Борисоглебский индустриальный техникум по специальности «Технология машиностроения» раньше с трудом набиралась одна группа. В этом году набраны 2 группы. Аналогичная ситуация в технолого­экономическом техникуме — повышенный интерес к техническим профильным знаниям. В университет на факультет машиностроения в этом году было набрано 55 человек на очное отделение и 22 человека на заочное.

Евгений Перевозчиков, директор ООО «Автом­2»:

— Я отношу себя к практикам и со знанием дела могу сказать, что высококвалифицированных специалистов сегодня не найти. Каждое предприятие заинтересовано вырастить своего, мотивируя и удерживая его на предприятии различными способами. Мы, убедившись, что извне хороших специалистов мы не добудем, пришли к идее создания собственного учебного центра по типу того, что есть у «Солвера». Несколько лет мы пытались это сделать. Пошагово следуя инструкциям Минобрнауки, мы ничего создать так и не смогли. Практически во всем натыкались на стену запретительных мер. Используя свой опыт в подготовке кадров для собственных нужд, мы убедились, что за три месяца, как говорит «Солвер», хорошего специалиста обучить нельзя. Полгода уходит на подготовку только оператора. Кстати, взаимодействие с ведущими американскими компаниями, производителями современного оборудования, позволило нам несколько сэкономить средства, так как часть оборудования для нужд образовательных процессов они поставляют бесплатно. Причем мы активно работаем с вузами, предлагая в течение года дополнительно проходить обучение у нас. И отлично понимаем, что подготовить настоящего специалиста без учебных заведений различного организационного звена невозможно. Мы открыты в работе с образованием во всех формах и направлениях.

Игорь Дроздов, д.т.н., доцент, директор института машиностроения и аэрокосмической техники ВГТУ:

— Я хотел бы уберечь всех от не совсем правильного решения проблемы. Если вы считаете, что создали на производстве филиал — и все, появились готовые специалисты, то это не так. В орбиту только одной профильной кафедры машиностроения сходят еще с десяток вспомогательных подразделений технической направленности. Не хотелось бы на выходе получать полуспециалистов. В настоящее время у вуза есть опыт работы по созданию базовых кафедр на различных предприятиях. Среди них ВМЗ, КБХА, «Турбонасос», РИФ, ВАСО, Концерн «Созвездие». Но это все в Воронеже. Как сделать полноценным высшее техническое образование на территории Борисоглебска, затрудняюсь сказать.

Организация доподготовки по системе, предложенной «Солвером», мне кажется разумной. Тем более она нами опробована на практике. У базовых кафедр есть бесспорное преимущество. Ни одно учебное заведение не в состоянии собрать в своих стенах высокотехнологичное оборудование для обучения. Поэтому тесная связь с предприятиями дает возможность учить наших студентов на современных центрах на промышленных площадках. Но это может быть на больших промышленных предприятиях. Делать упор на такое повсеместно — неправильно. Хотя бы по одной простой причине, что на предприятиях нет педагогов соответствующей квалификации. Процесс обучения, на мой взгляд, должен быть целостным и взаимообогащающим. В Борисоглебске полноценно обучать только 25 человек невозможно — это экономически невыгодно для любого вуза.

Николай Красножон:

— Я с вами не соглашусь. Ведь сегодня, занимаясь импортозамещением, мы разрабатываем такие детали и конструкции, про которые говорили, что нам никогда с этим не справиться. Но мы же делаем. Почему у вас все нельзя? Мне кажется, нет доброй воли для решения проблемы. Надо объединять возможности политеха и наши возможности, и мы готовы потратиться для этого — был бы результат.

Сергей Шахов,
начальник отдела интеллектуальной собственности ВГУИТ, профессор кафедры машин и аппаратов пищевых производств:

— Нашим вузом также успешно используется практика создания базовых кафедр. На многих предприятиях они действуют. Работает и на Грибановском машиностроительном заводе. На сегодня приходится констатировать, что студенты нарасхват. У нас нет столько выпускников, чтобы удовлетворить потребности предприятий.

Кстати, о грантах. Мы выиграли несколько грантов по профориентационной работе, сюда же входит организация стажировок на предприятиях. И в этих процессах ведем себя активно. К сожалению, пока плохо работает система участия в получении грантов с индустриальными партнерами. Например, в этом году мы выиграли грант с Евдаковским масложиркомбинатом на 360 миллионов рублей, но в последний момент завод решил не участвовать. К сожалению, такие или похожие на эту ситуации возникают часто. Это говорит о слабой оперативности во взаимодействии с предприятиями, которые заинтересованы в разработке каких­то своих технических изделий и технологических процессов.

Михаил Поташников, директор ФГБОУ СПО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»:

— Соглашусь, что система образования пока отстает от необходимого уровня. Набирая студентов сегодня, мы понимаем, что они придут на предприятия через пять лет. То есть уже сегодня мы должны знать, не только какие специальности будут востребованы, но и насколько уровень подготовки будет отвечать потребностям развития общества того периода. Причем, согласитесь, многие, если не все, стороны нашего бытия развиваются весьма стремительно. И этот темп только нарастает. И хорошо разделять стратегическое и оперативное планирование.

Кстати, к сведению хочу сказать, что в Москве и Московской области плата за подготовку специалистов возложена на бюджет. По России подобных законопроектов нет.

Отдельно хотелось бы сказать о проведении различных профессиональных конкурсов. Основной недостаток их проведения — слабое участие в их проведении работодателей. Европейский опыт говорит об обратном.

Инна Дорохова, начальник отдела по работе с персоналом ОАО «Корпорация НПО «РИФ»:

— Наше предприятие в обеспечении себя кадрами попробовало многие формы работы и постоянно взаимодействует практически со всеми профильными учебными заведениями Воронежа. Готовим специалистов и индивидуально, собственными силами, непосредственно на рабочих местах. Здесь обучающиеся получают практические навыки, а теорию они осваивают самостоятельно под руководством консультантов­технологов. Этот механизм обучения уже отработан и дает в целом неплохие результаты. Оснащение предприятия современным оборудованием, сотрудничество с зарубежными фирмами ставят перед нами задачу не просто подготовить рабочих, владеющих определенной специальностью, а довести уровень подготовки до мировых стандартов. Но, к сожалению, выпускники во многом не соответствуют нашим требованиям. Взять хотя бы сварщиков, некоторые вчерашние студенты не могут прочесть чертежи. Какие уж тут мировые стандарты! Особенно остро вопрос с кадрами стоит на нашем Острогожском производстве. Корпорация вышла с инициативой и достигла договоренности с департаментом образования об открытии обучения на базе Острогожского аграрного техникума трем новым специальностям: «Машиностроение», «Сварочное производство», «Радиоаппаратостроение». Отдельная история о том, как мы в течение полутора лет добивались результата. Да и на сегодня в полном объеме мы его не имеем. Но акцент я хочу сделать на следующем. Чем активнее будут вести себя работодатели, тем быстрее начнет раскручиваться система образования и поспевать за нашими требованиями.

Из опыта работы с вузами хотелось бы особенно рассказать о совместном проекте с ВГТУ. В мае этого года создан Научно­образовательный центр, в который вошли три кафедры университета. На предприятии выделены и оснащены учебные помещения. Главная задача этого центра — дать будущим инженерам практические знания, которые будут востребованы на таких предприятиях, как наше.

Кстати, в планах корпорации открыть на базе Острогожского аграрного техникума международный центр обучения сварщиков.

Сергей Сухарев,
директор ФГОУ СПО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»:

— Мне бы хотелось остановиться на взаимодействии с предприятиями. В настоящее время мы работаем с тридцатью девятью. Радует, что помимо наших многолетних партнеров мы налаживаем связи с совершенно новыми. Например, в прошедшем учебном году наши студенты проходили практику на базе отдыха «Казачий берег» (это побережье Азовского моря), Узловском молочном комбинате Тульской области, в туристической компании «Водоходъ», которая организует круизы по Волге и Каме. На конференцию, проводимую по итогам практики, приехали руководители многих предприятий­партнеров, среди них ООО «Евродон» (Ростовская область), «Белгородский хладокомбинат» (Белгород). Они не только вынесли благодарность студентам, но и материально их поощрили. Некоторые студенты после сдачи экзаменов в колледже возвращались на предприятия и работали там все лето. Надеемся, что и в этом году предприятия по итогам практики назначат именные стипендии лучшим студентам, как это было раньше. Однако работа с предприятиями держится только на личных контактах.

Хотелось бы также заострить внимание и на обратной связи с предприятиями, когда мы привлекаем их ведущих специалистов в качестве председателей ГАК, рецезентов и руководителей дипломных проектов. К тому же мы постоянно согласовываем с ними рабочие программы профессиональных модулей и специальных дисциплин. Это способствует более глубокому изучению отдельных тем. Немаловажную роль играет стажировка наших преподавателей на базовых предприятиях, в период прохождения которой они глубже знакомятся с новыми технологиями и оборудованием, дублируя должности мастеров и начальников производств и отделов.

Одним из наиболее важных вопросов для нас является адаптация молодого специалиста на производстве. Для этих целей в колледже работает «Школа молодого руководителя», на старших курсах введен факультативный курс «Технология трудоустройства», психологом колледжа разработаны специальные тренинги по адаптации на предприятии. Надо сказать, что заявки на выпускников превышают наши возможности. Согласитесь, что это высшая оценка работы педагогического коллектива и наших студентов.

Алексей Сухачев, директор БУ «Центр кластерного развития Воронежской области»:

— Есть компании, которые быстро растут, и для них нужно создавать какие­то формы обучения кадров и ориентироваться на их потребности. Решение такого рода задач невозможно отдельно взятым вузом или иным учебных заведением. Надо объединять усилия нескольких учебных заведений. Пока нет ясного видения, как это сделать. То, что факультет машиностроения не в состоянии подготовить специалистов, не вызывает сомнения. Но готов ли ВГТУ учить под вывеской ВГУ — вопрос. Хотелось бы больше взаимодействия для принятия более эффективных решений. То, что совместно с департаментом промышленности на базе «Сельмаша» создается обучающий центр, — шаг в направлении более гибкого реагирования на потребности кадрового рынка. Создание таких центров необходимо развивать. В проекте создание профориентационного центра по техническому творчеству. Через Центр кластерного развития можно осуществлять подобные проекты. Мы готовы их развивать и искать финансирование.

Валентина Тертерян
promvesti-vrn.ru

Другие сообщения
 
10 ноября 2023
09 ноября 2023 г. состоялся областной конкурс профессионального мастерства "Золотые руки", в котором приняли участие 38...
 
 
26 октября 2023
На основе результатов опроса будут подготовлены аналитические материалы и предложения для ежегодного Доклада РСПП...
 
 
25 октября 2023
Победителями конкурса в номинации «Лучший коллективный договор в организациях производственной сферы»...
 
 
24 октября 2023
Мероприятие состоится 27 октября 2023 года  в  актовом зале инновационного бизнес инкубатора им. Ю.М....
 

© 2008-2022 Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области (региональное объединение работодателей).
Все права защищены.

Осуществляя любые действия на сайте Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

© 2008-2022 Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области (региональное объединение работодателей).
Все права защищены.

Осуществляя любые действия на сайте Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных